Базаров - один из главных персонажей романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Его образ символизирует новое поколение русских интеллектуалов, которые отвергают традиции и старые ценности. Один из самых ярких примеров этого отрицания - его отношение к искусству и природе. Базаров считает искусство лишь пустым художественным фантазированием, а природу - неотразимой силой, которой нужно подчиняться.
Возможно, одной из причин такого негативного отношения Базарова к искусству является его прагматичный подход к жизни. Он видит в искусстве лишь попытку скрыть от людей действительность и создать иллюзию, которая не имеет никакой практической ценности. Для Базарова главное - наука и практическая деятельность, достижение реальных результатов, а не потеря времени на непонятные шедевры искусства.
С другой стороны, Базаров признает и ценит природу. В его глазах она является высшим авторитетом, воплощением истинной и экспериментальной науки. Для него природа - живая лаборатория, где можно наблюдать и экспериментировать, находить новые знания и открытия. Отрицание искусства и признание природы как единственного источника знания - это выражение его научного мировоззрения, представление о человеке как об исключительно рациональном существе.
Такое отрицание искусства и признание только природы может быть интерпретировано как попытка Базарова отличиться от своих сверстников и привлечь внимание к своим новаторским идеям. Он намеренно исключает искусство из своей жизни, считая его лишь отвлечением от существенных проблем мира и общества. Однако, каким бы непримиримым ни было его отношение к искусству и природе, Базаров по-прежнему остается прототипом новой, нетрадиционной модели мышления, которая оказывает значительное влияние на развитие общества.
Базаров: искусство и природа как иллюзия
Базаров считает, что искусство не имеет практической пользы и служит только для развлечения. Он видит в нем форму обмана, иллюзию, которая отводит людей от реальной жизни и занимает их время пустыми забавами. Для Базарова искусство - это "басни для наивных" и лишь "баловство разума", отвлекающее от важных научных и практических занятий.
По мнению Базарова, природа также является иллюзией. Он отвергает романтическое отношение к природе, основанное на восхищении и вдохновении. Базаров рассматривает природу как сферу законов и процессов, которая не имеет глубокого смысла или духовной ценности. Он утверждает, что все явления в природе объясняются научно, и нет нужды приписывать им мистические или религиозные свойства.
Базаров признает только практический подход к жизни. Он интересуется только наукой и фактами, которые могут быть измерены и доказаны. В его мировоззрении нет места для искусства и природы, так как они не соответствуют его рациональному подходу и не приносят непосредственной выгоды.
Тем не менее, через конфликт Главного героя с другими персонажами, Тургенев порождает диалог и вопросы о значении искусства и природы. В дальнейшем развитии сюжета, Базаров, погруженный в суету общественной жизни, начинает осознавать, что его материалистический научный подход не может полностью объяснить и понять мир.
Таким образом, хотя Базаров отрицает искусство и природу, его отношение все же задает вопросы к их значению и роли в жизни. Стилевое противопоставление Базарова и других персонажей романа позволяет автору продемонстрировать сложность и противоречивость отношения к этим понятиям и оставляет незавершенность в их рассмотрении.
Взгляды Базарова на эстетику и природу
Евгений Васильевич Базаров, главный персонаж романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", отрицает искусство и восхищение природой на основе своих прогрессивных взглядов и стремления быть рациональным и логичным.
Базаров презирает искусство и считает его пустым и бессмысленным занятием. Он не видит в нем никакой практической пользы и считает, что вместо того чтобы создавать произведения искусства, люди должны заниматься полезным трудом и научными исследованиями. Базаров считает искусство формой лжи и самообмана, которая отвлекает людей от реальных проблем и важных дел.
Одновременно с этим, Базаров отрицает и восхищение природой. Он считает, что природа является всего лишь материальным существом, не имеющим никакой ценности или духовного значения. В его взглядах в полной мере отражается убеждение в преобладании рационализма и материализма. Для Базарова природа – это просто объект, который не заслуживает внимания и уважения.
Такое отрицание искусства и природы взывает к их идолопоклонству и незамедлительному эрудированию. Невозможность найти хотя бы одну позитивную сторону в искусстве или природе свидетельствует о неполной и однобокой картине мира, которую создает Базаров.
Обоснования Базарова в отрицании искусства
В одной из дискуссий Базаров обосновывает свою позицию в отношении искусства следующим образом:
1. | Базаров считает, что искусство отвлекает людей от более важных дел. Вместо того, чтобы заниматься практической деятельностью, люди тратят время на создание и потребление произведений искусства. Он считает это "бессмысленным занятием", не приносящим реальное благо обществу. |
2. | Базаров утверждает, что искусство слишком субъективно и не может быть объективно оценено. Художественные произведения по своей природе субъективны и зависят от вкусов и предпочтений каждого отдельного индивида. Поэтому, на его взгляд, невозможно выявить истинную ценность искусства. |
3. | Базаров утверждает, что искусство мешает научному прогрессу и развитию общества. Он считает, что вместо того, чтобы заниматься ненужным искусством, люди должны заниматься наукой и техникой, создавая материальные блага и улучшая жизнь всех людей. |
Таким образом, Базаров отрицает искусство, считая его бессмысленным и мешающим развитию человеческого общества. Он призывает людей ориентироваться на практические дела и науку, которые, по его мнению, действительно способны улучшить жизнь людей и принести реальную пользу обществу.
Базаров и природа как символ свободы
Базаров считает природу чистой и непосредственной, свободной от артифициальности и гипокризии, которые присутствуют в человеческом обществе. Для него природа становится символом свободы, где он может наблюдать простую и неискаженную жизнь. В своем отношении к природе Базаров отрицает иллюзорность искусства, которое он рассматривает как шумную и искусственную форму искусственного творчества.
Видение природы как символа свободы позволяет Базарову продвигать свои идеи о научном подходе к жизни и о практической пользе науки. Он считает, что природа - это единственная истинная учительница, и только она может принести человеку познание и истину. Природа не нуждается в каком-либо творчестве, она сама по себе полна гармонии и красоты.
Таким образом, отрицание Базаровым искусства и признание природы как символа свободы говорит о его глубокой скептической и освобождающей философии. Это отражает его стремление к чистоте мысли и стремление увидеть мир таким, каким он есть, без условностей и иллюзий. Тем самым Базаров становится символом свободы и индивидуализма, противопоставляясь привязке к традициям и консерватизму.
Критика Базарова и его понимание искусства и природы
Базаров отказывается признавать красоту искусства, считая его лишь поверхностным развлечением. Он убежден, что искусство не способно порождать реальные изменения в обществе и несет в себе элемент пустоты. Вместо этого, Базаров призывает к научному и практическому использованию времени и энергии, считая это более полезным и значимым для развития общества.
Однако, его отрицание искусства и природы вызывает сомнения и критику у других персонажей романа. Он не способен постичь глубинные эмоции и наслаждения, которые приносит искусство. Отсутствие интереса к природе замкнуто его мышление и ограничивает его понимание окружающего мира.
Базаров считает, что искусство и природа являются препятствиями на пути к прогрессу и саморазвитию общества. Однако, он не учитывает, что искусство может вдохновить и возбудить эмоции, способные изменить мир. Также, природа является источником гармонии и покоя, который важен для человеческого благополучия и душевного равновесия.
Критика Базарова и его понимание искусства и природы свидетельствуют о его узком и одностороннем мировоззрении. Он отвергает богатство и разнообразие жизни, предпочитая ограничиться лишь научными фактами и материальной пользой. Однако, творческое начало и гармония природы несут в себе ценности, которые не могут быть полностью пренебрежены.